Глобальная компьютеризация. Рекомендации по выбору персонального компьютера Объективная обусловленность информатизации общества

Введение

В последние десятилетия ХХ века, человечество вступило в новую эпоху всемирной истории. Ее главный признак - коренной, планетарный переворот в телекоммуникационных средствах общения. Глубиной своего влияния на жизнь людей он не уступает промышленным революциям прошлого, а по скорости вызываемых перемен, несомненно, превосходит их.

Если технологические перевороты предшествующих эпох революционизировали способы преобразования вещества, то новейшие электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, революционизируют способы преобразования информации.

Глобальная проблема, которая актуальна для всех людей, охарактеризована еще три десятилетия назад как «шок будущего». Его суть в том, что скорость изменений, происходящих в различных областях человеческой жизни, столь велика, что личность и культура утрачивают способность их ассимилировать. Человек не поспевает за изменением, которое принудительно навязывается ему извне, и вместе с тем все больше сознает, что его неспособность переломить тенденцию и излечиться от «шока будущего» грозит существованию вида Homo sapiens Максименко В.С. "Компьютеризация воскресила мечту о господстве над миром в новом веке, запад не захочет делиться энергией, но никого не обделит вниманием". - М., 2003. Стр. 1-3..

Современное общество называют информационным, так как информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу, коснулась всех сфер человеческой жизни. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного общества в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это реализация комплекса мер, направленных не обеспечение полного и своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий. Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из них становится просто незаменимым. Развитие достигло такого уровня, что в недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров потерпел поражение, что ранее считалось практически невозможным.

В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений во всем мире (хотя, возможно, и не в столь скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях его деятельности.

Глобальная компьютеризация

Одним из главных инструментов создания условий для развития и удовлетворения разнообразных социальных и личностных потребностей каждого человека, от дошкольника до пенсионера, независимо от их социального статуса, доходов и физического состояния, непосредственно на дому является массовая домашняя компьютеризация. Это, как свидетельствует мировой опыт, необходимая ступень формирования информационного общества. Массовая домашняя компьютеризация в России привела к созданию новой информационной компоненты социальной инфраструктуры, существенному расширению сферы социально значимых услуг. В то же время создание такой инфраструктуры дало возможность государству более эффективно воздействовать на социально-экономические, политические и культурные процессы в обществе.

Вместе с тем массовая домашняя компьютеризация ускорила развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны, привела к значительному увеличению количества пользователей национальных информационных сетей и глобальной общедоступной компьютерной сети Интернет. Получила дополнительный импульс развитие сектора российского рынка информационных продуктов и услуг, ориентированного на индивидуальное домашнее потребление.

Массовая домашняя компьютеризация нацелена на решение следующих важных социальных проблем:

Обеспечение доступа граждан к мировым и отечественным информационным ресурсам и получение каждым гражданином необходимой ему социальной, экономической, профессиональной, образовательной, культурной и развлекательной информации;

Обеспечение активного информационного взаимодействия пользователей домашнего компьютера с местными органами власти;

Повышение занятости трудоспособного населения, а также привлечение к труду ограниченно трудоспособных лиц (инвалидов, домашних хозяек и др.) на основе новой формы работы на дому, посредством домашнего компьютера;

Получение образования, повышение квалификации, профессиональная переподготовка большой категории лиц, в том числе временно утративших трудоспособность, а также живущих в отдаленных регионах страны;

Расширение спектра и повышение качества социальных и медицинских услуг населению, социальная и психологическую реабилитацию лиц, оказавшихся в затруднительном положении;

Реализацию возможностей получения на домашнем компьютере оперативной информации и новостей о событиях политической и общественной жизни страны и мира;

Развитие системы электронной коммерции, ориентированной на домашнего пользователя;

Сплочение семьи как основного вида общности в социальной структуре общества, укрепление взаимоотношений разных поколений, расширение межличностного общения;

Организацию новых форм досуга молодежи, отвлекающих ее от социально опасных типов поведения.

Программная реализация домашней компьютеризации предоставила дополнительные возможности для развития среднего и малого предпринимательства, приоритетной поддержки отечественных производителей, сохранения и создания новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности и в сфере услуг.

Как показывает мировой опыт, использование персональных компьютеров в домашних условиях получило заметное развитие с начала 90-х годов. За рубежом домашние компьютеры ориентированы как на чисто потребительские приложения (домашнее хозяйство, обучение детей, развлечения и игры и т.п.), так и на деловые приложения (решение проблем занятости, служебной деятельности, ведение бизнеса и т.п.). По прогнозам, к 2009 г. ожидается, что число работающих дома с использованием ПК в США составит 168 млн. чел. (в 1994 г. - 31 млн. чел.). В настоящее время более 83% американских семей имеют домашний компьютер. В европейских странах этот показатель приблизительно вдвое ниже.

По оценкам специалистов, в настоящее время в России домашние компьютеры имеют около 64% семей. Быстро развивающаяся телекоммуникационная инфраструктура страны позволяет рассчитывать на увеличение числа пользователей домашнего компьютера в других регионах.

На информационном рынке России имеется соответствующий зарубежному набор современных технических средств и основных программных продуктов, необходимых для домашней компьютеризации. Активно развивается телефонная сеть общего пользования, которая может быть использована для построения вторичных компьютерных сетей, обеспечивающих доступ с домашних компьютеров к национальным и мировым информационным ресурсам. Многие фирмы предоставляют различные информационные услуги путем продажи готовых продуктов или обеспечения доступа в компьютерные сети.

В настоящее время в России развитие массовой компьютеризации сдерживается рядом социально-экономических и культурных факторов.

Сдерживающими факторами следует считать низкий уровень доходов широких слоев населения, ограничивающий платежеспособный спрос на домашние компьютеры, малая доступность для населения имеющихся в стране информационных ресурсов, неразвитость информационных потребностей и низкая информационная грамотность населения.

Можно привести следующую динамику основного показателя домашней компьютеризации (см. таблицу).

Для удовлетворения информационных потребностей пользователя домашнего компьютера необходимо формирование, постоянное ведение и обеспечение доступа к следующим предметно-ориентированным базам и банкам данных и электронным изданиям:

Справочной информации (энциклопедии, словари, каталоги, справочники различного вида и назначения, путеводители, рекламные издания и т.п.);

Социальной информации (по трудоустройству, пенсионному и социальному обеспечению, бытовому обслуживанию и ведению домашнего хозяйства, медицинской и юридической помощи и другим консультационным услугам);

Информации о деятельности местных органов власти;

Оперативной информации о событиях политической и общественной жизни в стране и мире;

Профессиональной информации (правовой, медицинской, педагогической, управленческой, по обеспечению безопасности и др.);

Деловой информации (коммерческой, финансовой, электронной торговли, нормативно-правовой для предпринимательства, страховой, налоговой, таможенной и др.);

Научно-технической информации (реферативной, обзорной, аналитической, научных публикаций, результатов НИР и ОКР и других первоисточников);

Культурно-образовательной информации (из библиотечных, архивных и музыкальных фондов, музеев, выставочных залов и т.п.);

Учебной информации (курсы дошкольного и школьного общеобразовательного и специализированного предметного обучения, профессиональной подготовки в средних и высших учебных заведениях, повышения квалификации и профессиональной переподготовки и т.п.);

Информации по интересам и развлекательной информации (видео, аудио и кинопродукция, компьютерные игры).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт дистанционного образования

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Философия

Тема: “Социальные последствия всеобщей компьютеризации и информатизации”

Вариант: 30

Группа: Вз 02И21

Специальность: 351400 “Прикладная информатика в экономике”

Студент: Тумашов Леонид Викторович

Преподаватель: Алещенков Александр Иванович

Введение..................................................................................................... 4

Компьютеризация и информационные технологии.................................. 8

Средства массовой информации............................................................. 11

Влияние проблем технократизма на развитие общества......................... 12

Развитие информационного общества..................................................... 19

Оценка реальных социальных последствий глобальной информатизации общества 25

Социальные последствия информатизации............................................. 26

Заключение............................................................................................... 30

Список использованной литературы....................................................... 31


В последние десятилетия ХХ века, человечество вступило в новую эпоху всемирной истории. Ее главный признак – коренной, планетарный переворот в телекоммуникационных средствах общения. Глубиной своего влияния на жизнь людей он не уступает промышленным революциям прошлого, а по скорости вызываемых перемен, несомненно, превосходит их.

Если технологические перевороты предшествующих эпох революционизировали способы преобразования вещества, то новейшие электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, революционизируют способы преобразования информации.

Глобальная проблема, которая актуальна для всех людей, охарактеризована еще три десятилетия назад как "шок будущего". Его суть в том, что скорость изменений, происходящих в различных областях человеческой жизни, столь велика, что личность и культура утрачивают способность их ассимилировать. Человек не поспевает за изменением, которое принудительно навязывается ему извне, и вместе с тем все больше сознает, что его неспособность переломить тенденцию и излечиться от "шока будущего" грозит существованию вида Homo sapiens .

К обмену новостями или информацией люди стремились во все времена, даже в доисторические. Общение между людьми начиналось с отдельных звуков, жестов, мимики, затем посредством криков люди передавали информацию на расстояние. В Персии в VI веке до н.э. рабы стояли на высоких башнях и звучными голосами, криками передавали сообщения от одного к другому. В боевых условиях приказы передавались по цепочке, состоящей из воинов, на расстоянии передавались условными знаками сообщения. В Древнем Китае пользовались гонгами, а аборигены Африки и Америки пользовались деревянными барабанами-тамтамами, ударяя по ним то быстрее, то медленнее, то с разной силой, комбинируя звуки, можно было передавать известия с достаточной быстротой и на значительные расстояния.

Звуковая сигнализация сохранялась многие столетия. Благодаря "барабанному телеграфу" сведения о продвижении неприятельских войск распространялись на значительные расстояния и опережали официальные донесения курьеров. Средством звуковой сигнализации были также рожки, трубы, колокола, а после изобретения пороха – выстрелы из ружей и пушек. Колокольный звон на Руси возвещал о пожаре, о торжествах и печали.

По мере развития человеческого общества звуковую сигнализацию постепенно оттесняла более совершенная – световая. Исторически первым средством световой сигнализации были костры. Костры служили сигналом древним грекам, римлянам, карфагенам и русским казакам в крестьянской войне 1670 – 1671 г. К огневой сигнализации по ночам или к дымовой – днём из сырой травы или сырых веток широко прибегали на южных границах России сторожевые посты казаков. При появлении неприятеля в Запорожской Сечи пользовались цепочкой костров, сооружённых на возвышенных местах, возвещая о грозящей опасности. Летопись световой сигнализации была бы неполной без упоминания о том, что жителя архипелага, отделённого Магеллановым проливом от южной оконечности Южно-американского материка, также пользовались сторожевыми кострами, что дало основание английскому мореплавателю Джеймсу Куку присвоить архипелагу название "Огненной Земли".

Язык костров и зеркал был хотя и быстр, но очень беден. Костры несли мало информации; дополнительно посылались гонцы с необходимыми подробными сообщениями. Способ "факельного телеграфа", основанного на сообщениях, передаваемых факелами в промежутках между зубцами стен, что соответствовало определённой букве кода, также не нашло применения на практике.

Французским механиком Клодом Шаппом был изобретён оптический, или семафорный, телеграф. Передача информации происходила с помощью вращения перекладины вокруг своей оси, прикрепленной к металлическому шесту на крыше башни. Русский механик-самоучка Иван Кулибин изобрёл систему семафорного телеграфа, которую он назвал "дальновещающей машиной", с оригинальным сигнальным алфавитом и слоговым кодом. Изобретение Кулибина было забыто царским правительством и в России пользовались изобретением французского инженера Шаппа.

Открытие магнитных и электрических явлений привело к повышению технических предпосылок создания устройств передачи информации на расстояние. С помощью металлических проводов, передатчика и приёмника можно было проводить электрическую связь на значительное расстояние. Стремительное развитие электрического телеграфа требовало конструирования проводников электрического тока. Испанский врач Сальва в 1795 году изобрёл первый кабель, который представлял из себя пучок скрученных изолированных проводов.

Решающее слово в эстафете многолетних поисков быстродействующего средства связи суждено было сказать замечательному русскому учёному П.Л. Шиллингу. В 1828 году был испытан прообраз будущего электромагнитного телеграфа. Шиллинг был первым, кто начал практически решать проблему создания кабельных изделий для подземной прокладки, способных передавать электрический ток на расстояние. Как Шиллинг, так и русский физик, электротехник Якоби пришли к выводу о бесперспективности подземных кабелей и о целесообразности воздушных проводящих линий. В истории электротелеграфии самым популярным американцем был Сэмюэл Морзе. Он изобрёл телеграфный аппарат и азбуку к нему, позволяющие с помощью нажатия на ключ передавать информацию на дальние расстояния. Благодаря простоте и компактности устройства, удобству манипуляций при передаче и приёме и, главное, быстродействию телеграф Морзе в течение полу столетия был наиболее распространённой системой телеграфа, применявшейся во многих странах.

Передача на расстояние неподвижных изображений осуществил в 1855 году итальянский физик Дж. Казелли. Сконструированный им аппарат мог передавать изображение текста, предварительно нанесённого на фольгу. С открытием электромагнитных волн Максвелом и экспериментальным установлением их существования Герцем началась эпоха развития радио. Русский учёный Попов сумел впервые передать по радиосвязи сообщение в 1895 году. В 1911 г. русский учёный Розинг осуществил первую в мировой практике телевизионную передачу. Суть эксперимента состояла в том, что изображение преобразовывалось в электрические сигналы, которые с помощью электромагнитных волн переносились на расстояние, а принятые сигналы преобразовывались обратно в изображение. Регулярные телевизионные передачи начались в середине тридцатых годов нашего века.

Долгие годы упорных поисков, открытий и разочарований было потрачено на создание и конструирование кабельных сетей. Скорость распространения тока по жилам кабеля зависит от частоты тока, от электрических свойств кабеля, т.е. от электрического сопротивления и ёмкости. По истине триумфальным шедевром прошлого века была трансатлантическая прокладка проводного кабеля между Ирландией и Ньюфаундлендом, производимая пятью экспедициями.

Современное общество называют информационным, так как информация образует важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс перехода к информационному обществу, коснулась всех сфер человеческой жизни. Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки и жизни научного общества в целом. Электронная почта, компьютерные конференции обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения интересующих проблем. Информатизация научных исследований – это реализация комплекса мер, направленных не обеспечение полного и своевременного получения достоверных знаний об объектах исследований.

Информатизация образования является ключевым условием подготовки специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования. Информация образования – процесс, в котором политические, социально-экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.

Цель информатизации – глобальная рационализация интеллектуальной деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и автономию процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко всем видам, формам и уровням учебных знаний.

Сущность информатизации образования составляют структурирование профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение свободного доступа обучаемых к базам данных.

Компьютерное моделирование – эффективное средство обучения. Полезным средством может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения большого объема цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают новые возможности хранения хода и результатов решения многообразных задач, включая допускаемые при этом типичные ошибки. Помимо развития индивидуальных форм обучения будут появляться и новые формы совместного обучения.

Научный эксперимент сегодня развивается по двум основным направлениям:

1. постоянно усложняется и совершенствуется его материальная основа;

2. оптимизация управления экспериментом.

Автоматизация эксперимента позволяет многократно ускорять его проведение, существенно повышая эффективность труда экспериментатора. Важной областью применения компьютерных методов для расшифровки экспериментальной информации является воссоздание производственных структурных моделей сложных молекул на основе рентгеновских снимков.

Сегодня можно говорить о двух основных направлениях компьютерного синтеза:

1. связано с использованием программ, опирающихся на уже известные реакции;

2. программы, основанные на переборе логически возможных вариантов синтеза необходимого соединения.

Важным направлением воздействия компьютеризации на научный эксперимент является создаваемая ею возможность существенного сокращения его объема при условии определенной информационной подготовки. Таким образом, компьютеризация выводит научный эксперимент на качественно новый уровень развития. Она привела к появлению нового важного метода исследования сложных систем и явлений вычислительного эксперимента: на основе известных законов создается математическая модель изучаемого явления, затем с помощью ЭВМ исследуются различные стороны модели. В процессе эксперимента в модель могут вноситься изменения и осуществляться проверка гипотез.

Компьютеры выступают средством общения людей. Наиболее универсальным средством компьютерного общения является электронная почта, кот. позволяет пересылать сообщения практически с любой машины на любую. При помощи компьютеров проводятся конференции, самая большая – USENET – объединяет сотни тысяч машин по всему миру.

INTERNET – глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает связь различных информационных сетей.

Средства массовой информации – процесс распространения информации на численно большие аудитории. Это является средством идеологического. политического. экономического и другого влияния на психику и сознание человека. Пропаганда, феномен массовой культуры, создание психотронного оружия есть новые проблемы, вызванные средствами коммуникаций. С развитием телевизоров возникло новое телевизионное поколение детей. При этом средства воздействия различны – от убеждения и внушения до информирования. При этом расширилась информационная среда. Средства коммуникации позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки непосредственного окружения, служат интеграционным средством. Могут служить как развитию личности, так и ее разрушению.

Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети и связанным с ней проблемам, отставание технической базы от вала информации. При этом каждому доступна практически любая необходимая ему информация. Это с одной стороны должно привести к росту творческих возможностей, но при этом возникают проблемы человеческого общения, семейные проблемы, новые преступления, связанные с компьютером: знакомства, секс, маньяки. Равновесие становится все более неустойчивым, новые этические ценности личности, при этом изменение профессиональной структуры общества за счет увеличения доли занятых в средствах коммуникации. Так же вопрос о хранении информации. Рабочее место дома, нет необходимости строить здания для управления процессом, транспортные средства, происходит постепенный уход человека в виртуальный мир, отстранённости человека от реальной жизни. Возможность хранения досье на членов общества, их контроль.

Приближаясь к рубежу XX и XXI в.в. человечество подвергает анализу и переоценке многое из того, что определяло его развитие на протяжении последних десятилетий завершающегося столетия. Что должно быть взято в новый век и новое тысячелетие, а что надо отбросить, что нуждается в изменениях или переориентации ценностей.

Никогда еще человечество не находилось столь близко к роковой черте, и вопрос – быть или не быть? – никогда не звучал так буквально, как последнее предостережение разуму людей и в то же время как испытание их способности преодолеть накапливающиеся трудности мирового порядка. Наука и техника, научно – технический прогресс, будучи величайшими достижениями современности, являются наиболее конкретизированным выражением человеческого разума, а значит, вместе с ним такому испытанию подвергаются и они.

Что же произошло здесь в XX веке и в каком положении оказалась наука и техника сегодня, что сулят они и чем угрожают народам в грядущем? Это уже вопросы конкретные, практические неизбежно приобретающие политическое звучание.

Еще сравнительно недавно – всего полвека назад наука функционировала как бы с процессами, которые развивались в сфере производства, не затрагивая общественные основы жизнедеятельности людей. Несмотря на отдельные блестящие достижения естествознания, научные исследования в глазах многих оставались занятием важности, которого можно было отдавать должное, но которое нельзя было в широких масштабах включать в сферу деловых интересов. Соответственно и деятельность ученых продолжала восприниматься традиционно – лишь как не- понятный широким кругам труд одиночек, занятых созерцанием явлений природы. Положение изменилось после того, как в Лос-Аламо было взорвано первое ядерное устройство. Стало очевидным, что даже самые абстрактные разделы науки имеют тесную связь с социально-экономической жизнью, с политикой.

Однако невиданное ранее непосредственное влияние науки на дела людей обнаруживается, разумеется, не только в том, что от военного применения ее открытым оказался вопрос жизни или смерти человечества; голос ее слышен общественности не только через атомные взрывы. Непосредственно характер этого влияния дает о себе знать в сфере созидания, в повседневной жизни населения. Какие это будет иметь последствия для самого человека и общества, в котором мы живем, и какие реальные, не требующие отлагательства социальные и человеческие проблемы возникают в связи с этим сегодня. Если попытаться коротко ответить на поставленные вопросы и определить тем самым главную социальную проблему, то ответ может звучать так: чем выше уровень технологии производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития общества, самого человека в их взаимодействии с природой.

Подобный вывод был сделан давно: выявлена глубокая взаимосвязь развития науки и техники и социальных преобразований, а также развития человека, его культуры включая отношение к природе. Что же нового вносит новый тип развития науки и техники? Он до предела обостряет возникшие здесь проблемы, требуя именно высокого соприкосновения: новой технологии с обществом, человеком, природой, причем это становится уже не только жизненной необходимостью, но и непременным условием, как эффективного применения этой технологии, так и самого существования общества, человека, природы. Эта проблема имеет широкое значение в современных условиях, так как от того, как она решается, зависит построение стратегии научно-технического прогресса как силы, которая может либо угрожать, либо способствовать развитию человека и цивилизации. И здесь на пути осознания гуманистической направленности науки оказываются идолы технократизма.

Есть определенная логика в том, какие именно принципы выдвигаются в данный момент на передний план, что им противостоит реально, а что в качестве мнимой альтернативы. Логика эта определяется объективными и субъективными факторами общественного развития в их связи с прогрессом и технологией.

Сложившуюся ситуацию коротко можно охарактеризовать следующим образом. Предельная напряженность мысли человеческой, сконцентрированная в современной науке, как бы пришла в соприкосновение со своим "антимиром" – с извращающей силой антигуманных общественных отношений, с отчужденной от подлинной науки сферой ложного сознания, стремящегося быть массовым и казалось бы, результат может быть только один – общественный взрыв. Но он не происходит, или, во всяком случае, выражается хотя и в достаточно резких, но ограниченных формах. Дело обстоит так, во-первых, потому, что специализация науки зашла слишком далеко, чтобы любое соприкосновение со сферой отчужденного массового сознания могло затронуть глубинные, так сказать сущностные силы науки; во-вторых, потому, что появились тенденции несущие "успокаивающий эффект" и среди них не последнюю (если не первую) роль играют те материальные блага, которые оказались непосредственным образом связаны с успехами науки и техники и ощутимо повлияли на рост общественного массового потребления.

Эти последние тенденции не замедлили оформиться, если не теоретически, то, во всяком случае, идеологически – в соответствующих технократических концепциях, которые абсолютизируют значение науки и техники в жизни общества, утверждая что они преобразуют его непосредственно и прямо минуя социальные факторы.

В 1949 г. вышла в свет книга Ж. Фурастье "Великая надеж- да XX века", ставшая знаменем буржуазно-реформистского технократизма. По мнению Фурастье, интенсивное техническое и научное развитие открывают перед человечеством возможность эволюции в сторону создания так называемого "научного общества", избавленного от бремени политических, социальных, религиозных и прочих антагонизмов. Наука и техника в этом грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только социального организма как целого, но в равной мере и отдельных индивидов, входящих в состав этого целого. " Компьютерная утопия", предложенная Фурастье, была оценена как "Величайшая надежда XX века". В более поздних своих работах французский автор утверждает, что задача науки заключается в том, чтобы сделать невозможным существование устаревшей системы ценностей и поставить фундамент для новой, а это, пола- гае он будет связано с возникновением новой космической религии, которая явится целительным началом, пронизывающим всю ткань грядущего "научного общества". Эту реконструкцию совершают, по Фурастье, приверженцы науки, точнее, теологи, "проникнутые научно–экспериментальным духом и знакомые с величайшими достижениями науки".

Таков неожиданный на первый взгляд итог рассуждений Ж. Фурастье, закономерный для технократического мышления. Фурастье был один из первых, кто привлек внимание мировой общественности к современным проблемам, называемыми глобальными, в том числе и к проблеме человека и его будущего в связи с процессами развития науки и техники. Однако в случае с Фурастье ярко видна закономерность перехода технократического мышления от неумеренного оптимизма к пессимизму, от преувеличенной надежды – к разочарованию, от абсолютизации науки – к сомнению в ее возможностях и даже к религиозной вере.

Взгляды Ж. Фурастье являются своеобразным истоком многих других технократических воззрений. В этом легло можно убедиться, обратившись к образцам технократического мышления, представленным, в частности, в труда американского социолога Д. Белла, который говорит о грядущем "новом обществе", построенном структурно и функционально в прямой зависимости от науки и техники. Д. Белл, полагает, что в этом, как он его назвал, постиндустриальном обществе определяющими оказываются, в конечном счете, разные виды используемого в экономике научного знания и поэтому главной проблемой становится организация науки. В соответствии с этим "постиндустриальное общество" по Беллу, характеризуется новой социальной структурой, базирующейся не на отношениях собственности, а на знании и квалификации. В книге "Культурные противоречия капитализма" – провозглашенные ранее идеи Белл доводит до разрыва между экономикой и культурой в соответствии с концепцией "разобщенности сфер".

Имеется немало сторонников линии "технократического мышления", которые считают, что воздействие науки и техники на человека и общество, особенно в наиболее развитых странах мира, становится сильным источником современных перемен. Так, З. Бжезинский в своей книге "Между двумя веками" утверждает, что постиндустриальное общество становится технотронным обществом в результате непосредственного влияния техники и электроники на разные стороны жизни общества, его нравы, социальную структуру и духовные ценности. Хотя З. Бжезинский, как и многие другие сторонники технократических идей, постоянно говорил о социальных изменениях, имеющих глобальный характер, на деле ссылки на развитие науки и техники используются им лишь для того, чтобы доказать способность общества сохранить себя в условиях происходящих в мире перемен.

Технократические тенденции весь отчетливое развитие получили у Г. Кана и У. Брауна: "Следующие 200 лет. Сценарий для Америки и всего мира". Затрагивая в ней вопрос о роли и значении науки и техники (являются они силами добра или зла), авторы говорят о "фаустовской сделке" , которая якобы существует между человечеством и наукой и техникой. Обретя могущество с помощью науки и техники, человечество подвергает себя опасности, которая в них заключена. Авторы, однако, выступают против проведения политики направленной на прекращение или замедление научно-технического прогресса. Напротив, они считают необходимым в отдельных случаях ускорять это развитие, сохраняя осторожность и бдительность с целью предотвращения или уменьшения возможных неблагоприятных последствий. Как полагают авторы, при этом, в будущем, в ходе возникновения в сравнительно полном объеме "супериндустриальной экономики", многосторонняя тенденция развития запад- ной культуры выразится в непрерывном экономическом росте, технологических усовершенствованиях, рационализме и ликвидации предрассудков, наконец, в открытом бесклассовом обществе, где утвердится вера в то, только люди и человеческая жизнь являются абсолютно священными.

В западной философии все в большей степени обнаруживается стремление избежать популяризации технократизма. К. Ясперс отмечает, что в Европе почти исчез прометеевский интерес перед техникой. Отвергая представление о "демонизме" техники, К. Ясперс считает, что она направлена на то, чтобы в ходе преобразования трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека. Более того, по его мнению, вся дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия научно-технического развития. По Ясперсу "техника – только средство, сама по себе она не хороша. Все зависит от того что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, она лишь игрушка в руках человека.

К. Ясперс сформулировал ясную программу, которая в особенности касается новой техники, способной коренным образом изменить структуру человеческой деятельности. Использование "высоких технологий" создает принципиально новую ситуацию в сфере производства, быта, отдыха, во многом меняет мировоззрение и психологию людей.

Обращаясь к социальным проблемам, возникающим в связи с применением новой технологии, английские исследователи – член Национального совета по экономическому развитию Я. Бенсон и социолог Дж. Мойд считают, что "быстрые технологические изменения, развертывающиеся в условиях свободного рынка, влекут за собой чрезмерные экономические, социальные, личностные издержки со стороны той части общества, которая менее всего в состоянии их выдержать".

Отсюда следует, что последствия научно-технического прогресса породили в свое время на Западе различные технократические теории. Их суть сводилась к идее о том, что всеобщая технизация жизни способна решить все социальные проблемы. Широкое распространение получила концепция "постиндустриального" общества (Д. Белл и другие), согласно которой обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития общественной жизни станут научные центры. Ошибочность ее основных положений заключается в абсолютизации, гипертрофировании роли науки и техники в оществе, в неправомерном переносе организаторских функций из од- ной, узкой сферы на все общество в целом; тут происходит за- мена целого оной из ее составных частей. Ни техника, ни наука сами по себе не в состоянии решать сложные политические проблемы. Не надо забывать и о том, что техника составляет лишь часть производительных сил, притом не самую главную. Человек, как главная производительная сила общества совершенно выпал из поля зрения сторонников данной концепции. В этом и есть ее главное заблуждение.

В последние годы получили распространение и прямо противоположные концепции технофобии, то есть страха перед всепроникающей и всепоглощающей сило техники. Человек ощущает себя беспомощной игрушкой в "железных тисках" научно-технического прогресса. С этой точки зрения научно-технический прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе, как среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно умаляется значение разумных начал, присущих самому человечеству.

Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.

Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:

· если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;

· если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.

В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.

Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.

Закон экспоненциального роста объема знаний.

По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье – к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз . Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:

· быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;

· превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;

· возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились) .

Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”.

Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным терминам – “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова, А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.

Как же может быть определен сам термин “информатизация ”? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.

Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе – дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”.

В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий. Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из них становится просто незаменимым. Развитие достигло такого уровня, что в недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров потерпел поражение, что ранее считалось практически невозможным.

В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений во всем мире (хотя, возможно, и не в столь скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях его деятельности.

Противоречие заключается в том, что несмотря на то, что компьютер – вещь, несомненно, полезная в деятельности человека, однако в то же время он может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие компьютерных технологий может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.

1. по мнению 20% опрошенных россиян, компьютер заменит человека во многих областях деятельности в очень скором времени;

2. компьютеризация населения может привести к изменению социальных отношений в обществе (по мнению 70% россиян);

3. увеличение времени работы с компьютером может негативно повлиять на здоровье и психику человека (по мнению 40% россиян).

Таблица Хессига “Последствия информатизации в зеркале общественности” является хорошим примером системного подхода к анализу социальных последствий информатизации.

Информатизация общества - глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования кибернетических методов и средств.

Предпосылки информатизации - это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации. Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.

Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Человечество всегда стремилось облегчить себе жизнь. С целью усовершенствования труда, для более легкого выполнения задач люди изобретали все новые и новые приспособления и устройства, такие как колесо, рычаг, мельница...

Следует отчетливо понимать, что технологии постепенно проникают в такие области деятельности, которые еще недавно казались доступными исключительно человеческому духу, в том числе деятельность педагогическую (образовательную).

Но настоящая революция произошла тогда, когда человечеству ученые представили шедевр человеческого гения - электронную вычислительную машину, или, более привычно, компьютер. Это был прорыв в технике. Компьютер из громадных, гудящих ящиков превратился в маленькую металлическую коробку с монитором и клавиатурой.

Благодаря этому возникли новые отрасли и направления в бизнесе и промышленности большинства стран. Поначалу сотни, а в дальнейшем, десятки тысяч фирм и компаний стали выпускать компьютерные комплектующие и программное обеспечение, которых потребитель требовал все больше и больше.

Мир опутала паутина всемирной Сети, информация, накопленная за тысячелетия существования человечества, стала доступна любому человеку, который только пожелает ей обладать.

И тут появляется новое понятие, с которым тесно связана работа в интернете - информационная культура - это есть набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования и представления информации, необходимой для решения учебных и практических задач, включает грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности. С этим понятием знакомят еще в школе.

Итак, человек обладает информационной культурой, если:

Умеет использовать информационные ресурсы компьютерной сети;

Умеет использовать информационное моделирование при решении задач с помощью компьютера;

Умеет создавать и редактировать документы, в том числе мультимедийные презентации;

Имеет представление об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении;

Умеет обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц;

Умеет с достаточной скоростью вводить информацию с клавиатуры и работать с графическим интерфейсом программ с помощью мыши;

Умеет использовать базы данных для хранения и поиска информации;

Соблюдает этические нормы при публикации информации в Интернете и в процессе общения с помощью Интернета.

Но, вернёмся к появлению компьютера. Данное событие вывело электронную вычислительную технику на качественно новый уровень - она стала доступной большинству рядовых пользователей. Возникли новые отрасли и направления в бизнесе и промышленности большинства стран.

Появились хакеры - люди, виртуозно владеющие компьютерными технологиями, настолько хорошо, насколько опытный скрипач знает свой инструмент. Хакеры внесли новое понятие в наше общество - киберпреступления.

Киберпреступность заставила человечество взглянуть на компьютеры под несколько другим углом зрения. Ведь появилась новая угроза его безопасности. Теперь стало тяжело держать в тайне свои телефонные переговоры, даже собственное местонахождение стало легко вычислить благодаря Сети. Некоторые люди стали побаиваться компьютеров.

Но этот минус, породил и плюс. Ведь те же самые технологии можно всегда обратить во благо. Благодаря киберконтролю и средствам слежения были пойманы тысячи преступников. Так хакеры пришли на помощь людям.

Сетевые технологии сблизили мир, соединили между собой самые отдаленные его концы. Сегодня любой ребенок может, сев за компьютер, общаться со своими друзьями, которые могут находиться хоть на другом конце света. Причем такое сетевое общение подтолкнуло молодежь на изучение иностранных языков. Ведь интересно поговорить с другом из другой страны на его родном языке.

Небывалых высот достигла скорость распространения информации. Теперь события, произошедшие в одном краю света становятся известны всему миру всего за несколько минут. Именно поэтому XXI век назвали информационным веком.

Появилась даже возможность совершать покупки, не выходя из дома, при помощи электронных магазинов.

В прошлом, отправляя письмо, необходимо было ожидать, покуда оно дойдет до адресата. Порой, такое ожидание занимало несколько недель, а то и месяцев. Теперь же, благодаря системе электронной почты, ваше сообщение доходит всего за две-три минуты.

Когда человек захочет прочесть новую книгу, или послушать свежую музыку, к его услугам всегда имеется INTERNET.

Персональные компьютеры облегчили работу врачам и учителям, пожарным и милиционерам, почтальонам и бухгалтерам, а также представителям прочих профессий.

Персональные компьютеры, помимо помощи в работе, прочно вошли в досуг и личную жизнь людей.

Просмотр фильмов, прослушивание музыки, чтение книг, игра - во всем этом компьютер - верный помощник.

Но именно в этом и заключается коварство компьютера, его главная опасность.

Незаметно для окружающих, компьютер стал подменять собой все.

Все больше людей перестают совершенствоваться, заниматься своими делами, вести привычный образ жизни, отдавая все свое личное, а зачастую и рабочее время компьютеру.

Миллионы подростков и взрослых людей сидят в чатах, бездумно читая сообщения и печатая ответы незнакомым им людям. Огромное количество людей играет в компьютерные игры сутки напролет, путая, в конце концов, виртуальный мир с реальностью. Дети идут на преступления, воруют деньги, уходят из домов, все для того, чтобы прийти в компьютерный клуб и слиться в экстазе с ним - компьютером. Так компьютер из верного помощника постепенно стал превращаться в злейшего врага человека.

Но все же, несмотря на сказанные недостатки, компьютерные технологии принесли немало добра, облегчив труд, подарив массу новых возможностей для самореализации и творческой деятельности.

Вот только так и остается не отвеченным вопрос - Компьютерные технологии - наше будущее? Поживем - увидим.

В настоящее время краеугольным камнем мировой информационной политики становится не просто совершенствование информационных технологий и даже не сама бездушная и отвлеченная информация, а человек с его способностью грамотно, эффективно и разумно распоряжаться имеющейся информацией. Недаром для обозначения современного развитого общества в научных кругах, в прессе и в международных документах все чаще используют термин «информационное общество», или «общество знаний», согласно терминологии ЮНЕСКО. Ему созвучно также понятие «инновационное общество», поскольку именно в области информатики и коммуникаций инновационные технологии за последний век достигли ошеломительных результатов. Таким образом инновационные технологии становятся по сути основой информационного пространства современного общества, что необходимо учитывать при анализе тех или иных информационных процессов. Изменения, причем именно инновационного характера, происходят так быстро в последнее столетие, что нередко не успевают не только за внедрением, но и осмыслением тех или иных инновационных процессов

Процесс информатизации распространился на большую часть земного шара, поэтому сегодня мы вправе говорить о глобальном, всемирном информационном (инновационном) обществе. При этом, естественно, было бы ошибочным идеализировать информационное состояние некоторых развивающихся и тем более отсталых стран. Тем не менее тенденция глобализации текущих процессов очевидна, и, надо полагать, рано или поздно ситуация с «неуспевающими» разрешится. В данном случае в формировании глобального информационного общества не последнюю роль играет активная информационная политика развитых стран, подразумевающая мобильность и информационную самостоятельность граждан, а также интеграцию знаний и технологий во всех государствах. Понятно, что информационное развитие никогда не было равномерным и никогда таковым не будет, ибо во многом зависит от уровня экономического, социального и политического развития того или иного общества. Но мировая тенденция такова, то происходит постепенное сглаживание сначала в уровне информационного потребления, основанного на электронной технологии и прежде всего Интернет, а затем выравнивания на этой основе и социально-политических различий в разных странах.

Свободный (в рамках безопасности) доступ к информации и знаниям является общечеловеческим благом, предпосылкой качественного образования, развития науки, культуры и коммуникаций, что, в свою очередь, создает новые возможности для духовного и интеллектуального роста людей, стимулирует их культурную самобытность, а также значительно облегчает процессы управления. Только посредством всеобщей глобализации в области информации, науки и техники, при условии позитивного международного сотрудничества в подготовке высококвалифицированных кадров и реальном обмене знаниями мы сможем найти оптимальные решения проблем современной цивилизации - победить болезни, социальные конфликты, нормализовать экологию планеты и т.д.



Можно с уверенностью сказать, что двигателями, механизмами преобразования нашего общества в подлинное глобальное информационное общество XXI в. являются информационно-коммуникационные технологии. Входя в повседневную жизнь населения, они радикальным образом влияют на все ее составляющие: затрагивают социальную, профессиональную, образовательную и личную сферу человека, так как информация и знания вкупе с общением составляют основу развития, инициативности и благополучия человеческой личности. Кроме того, информационные технологии способствуют более эффективному взаимодействию органов управления, исполнения и контроля, осуществляют диалог между административной верхушкой и разными слоями общества. Информационные технологии незаменимы в области экономики и предпринимательства, поскольку разворачивают дополнительные возможности и перспективы как перед частными бизнесменами, так и на международном уровне, задействуют творческий и социальный потенциал. Радикально новой мыслится способность передовых технологий ликвидировать преграды, связанные с такими традиционно неизбежными факторами, как время и расстояние (тормозящими, а подчас и убивающими живую творческую мысль, идею, порыв).

Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет в том, что информационные технологии служат всего лишь средством достижения, а не самой целью. При правильном обращении данные инновации могут многократно повысить коэффициент производительности труда, дать массу дополнительных возможностей заработка для населения, обеспечить комфорт и безопасность жизни. Поощрение развития информационных технологий на государственном уровне, обеспечение свободного доступа к ним всех слоев населения способствует снятию социальной напряженности, задает демократический курс развития общества. Не менее, а возможно, даже более важна функция информационных технологий - служить «мостиком», связующим звеном между разными государствами, народностями, культурами, пропагандировать межнациональное согласие и солидарность. Таким образом, информационные технологии несут в себе громадный гуманистический потенциал, использовать который на благо миллионов людей во всех уголках земного шара является первейшей социально-нравственной задачей современного развитого постиндустриального общества и каждого человека в отдельности.

Огромный потенциал и возможности использования информационных и коммуникационных технологий предполагают и даже обязывают мировое сообщество объединить свои усилия в целях создания эффективной, ответственной и грамотной информационной политики. В основе подобной политики должен лежать принцип информационного равноправия всех людей - как на глобальном уровне, так и внутригосударственном, социальном. Без учета данного положения невозможно бесконфликтное существование и тем более полноценное развитие современного информационного общества, критерием которого помимо научно-технических достижений в области информационных технологий является безусловное принятие таких демократических ценностей, как право на получение и передачу информации, на обмен знаниями, а также толерантное отношение к разным культурно-социальным группам и образованиям, носителям разнообразных знаний, мировоззрений, конфессий и пр., все то, что составляет по сути нравственные принципы любого социального образования, в том числе и всего человечества.

Специфика современного положения человечества характеризуется, как это всегда бывало на границе сменяющихся эпох, переосмыслением традиционных мировоззренческих установок к миру и человеку, существующих эталонов познания, парадигмы науки, культурных ценностей и т.п. Глобальная компьютеризация и технизация жизненного пространства приводит современное научное сообщество к осознанию границ технологического воздействия на мир. Американский аналитик Р. Алперт в связи с этим замечает: "В настоящее время в нашей культуре происходит технологический, сверхдетерминированный толчок в пространство, независимо от времени. Мы движемся к другому уровню сознания. И вопрос состоит в том, насколько быстро мы дорастем до того, кто мы есть на самом деле. И я утверждаю, что скорость нашего роста зависит от скорости развития нашей сознательности". Развитие компьютерных технологий привело к возможности создания виртуальной реальности, которая может рассматриваться как метафора измененных состояний сознания. Понимание механизма энергоинформационного воздействия мыслеформ на поведение человека и изменение окружающего мира ставит проблему экологии мышления как одну из самых насущных. До середины XX века большую часть информации человечество получало через слово, в настоящее время слово уступает место образу, что, в свою очередь, изменяет традиционные способы восприятия и модели мышления. Мы движемся к новому типу культуры, в которой воскресают образы мифологического миропонимания с присущей ему логикой смысла. Сама практика требует каких-то новых, нестандартных идей и подходов на основе синтеза внутренней и внешней установок человека к миру.

Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу.

Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее.

Образование больших потоков информации обусловливается:

чрезвычайно быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;

постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;

появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных дисках и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.

Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:

появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990г. - ежегодно;

существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники иных ведомств.

Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию - в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей.

Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение электронно-вычислительной техники, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого компьютеризацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Компьютеризация общества - развитие и внедрение технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное и быстрое получение результатов переработки информации и ее накопление. Также это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса компьютеризации общества.


Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: